Консультация для родителей и воспитателей
Группа «Сложный дефект»
Группа «Сложный дефект»
Секреты "детского языка": говорить так, чтобы ребенок понял...
Ситкина Любовь Михайловна,
воспитатель высшей категории
ГБДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
воспитатель высшей категории
ГБДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Довольно часто родители и воспитатели сталкиваются с проблемой: вроде бы объяснили все малышу много раз, но раз за разом возникает ощущение, что ребенок не слышит слов, не воспринимает их. Причина таких ситуаций в том, что с детьми нужно говорить совсем не так, как мы привыкли общаться со взрослыми, общение с ребенком – это другой процесс, который, чтобы стать успешным, требует знания некоторых секретов «детского» языка. Как именно стоит доносить информацию до детей так, чтобы они надежно и правильно усваивали ее? Некоторые рекомендации, незаменимые в воспитании и развитии детей, приведены в этой статье. 1) Наглядность и образность объяснений Основное отличие детей от взрослых в том, что касается речи, это то, что речь для ребенка не является главным способом коммуникации. Взрослые уже вряд ли могут представить, как можно передать информацию без помощи слов, тогда как малыши оперируют совсем другими способами. Для них доминирующее мышление сперва наглядно-действенное, затем – наглядно-образное и лишь значительно позднее формируется мышление логическое. Именно поэтому, для запоминания чего-либо ребенку недостаточно просто услышать информацию, ему необходимо подкрепление через эмоции и органы чувств. Пример: вы можете сколько угодно объяснять ребенку, как опасно подходить, скажем, к глубоким ямам, он внимательно Вас выслушает, но информация эта надолго не задержится в голове. Если же вместе с малышом к этой яме подойти, бросить туда камешек, рассказав при этом, что случится, попади в яму человек, дадите ему увидеть кромешную темноту внутри ямы, обратите его внимание на запах, который исходит оттуда – все это будет гораздо действеннее, поскольку Ваши слова будут подкреплены наглядностью и обращением к органам чувств. Итак, первый способ сделать так, чтобы ребенок запомнил информацию – подкрепить ее образами, задействовать ощущения. Причем работает этот способ и с более взрослыми детьми, ведь информация, поданная таким образом, попадает в подсознание, а там она закрепляется прочно и надолго. 2) Игра для закрепления информации является традиционным способом донести до ребенка нужную информацию так, чтобы она не вылетела из головы через пару часов. Все, что Вы хотите объяснить малышу, можно преподнести в игровой форме, ненавязчиво и легко, потому что игра – это наиболее естественно для детей разных возрастов. В форме игры можно моделировать абсолютно разные ситуации. Можно развить сюжет про непослушного мальчика, который попал в неприятную ситуацию из-за того, что не знал, как нужно правильно поступить. Можно в игре с игрушечными автомобилями и куклами привить правила поведения на дороге. В форме игры Вы с ребенком сможете найти выход из любых ситуаций и разработать алгоритмы поведения в тех или иных условиях. Вся информация, полученная с помощью игры, надежно закрепится в памяти и «всплывет» в нужный момент. 3) Сказки как способ преподнесения информации Сказка, как и игра, воспринимается детьми естественно и позитивно. Поэтому было бы неправильно не использовать ее в обучении ребенка. Многие существующие сказки сами по себе несут достаточно информации, необходимой ребенку для запоминания, но можно и сочинять сказки самим, вместе с ребенком, ставя персонажей в такие ситуации, которые полезно будет запомнить ребенку. Так же, как и в игре, слушая или придумывая сказки, ребенок усвоит информацию намного быстрее и сохранится она в памяти намного дольше, ведь вместе с персонажами сказки он переживет эту ситуацию, следовательно, усвоит необходимый объем знаний, применительно к конкретному случаю. 4) «Нет», его коварство и бесполезность Каждый родитель неоднократно на практике встречался с тем, что запрет на какое-либо действие чаще всего приводит к тому, что этот запрет тут же нарушается. Скажем, запретите ребенку брать какую-то книгу и через пять минут обнаружите эту самую книгу у него в руках. Все это потому, что любые запреты воспринимаются психикой в штыки. Именно это делает использование слова «нет» попросту бесполезным. Примерно такая же ситуация с риторическими вопросами вроде «До каких пор ты меня не будешь слушаться?!!». Ответа они не требуют, но раздражение и желание действовать наперекор вызывают. Что делать? • Старайтесь как можно меньше использовать слов «нет», «не» и подобных им при построении фраз. Даже если у Вас дурное настроение, не стоит использовать риторические вопросы в общении с ребенком любого возраста. • Старайтесь выбрать нейтральный тон при общении, без "покалываний", намеков и иронии. • Если без слова «нет» не обойтись, попробуйте «подсластить пилюлю», и не ограничиться запретом, добавив положительную информацию. Будет лучше и гораздо эффективнее, если Вы будете разговаривать с детьми конкретно, позитивно, по-доброму, без сарказма и иронии. Вот несколько примеров. Можно сказать: «Ездить на велосипеде по дороге нельзя», а можно: «Ты можешь кататься только в парке». Можно запретить идти в кино, а можно предложить посмотреть фильм дома, на диске. Почти всегда можно вместо запрета дать конкретную инструкцию, показать другие возможности, поверьте, такие формулировки найдут больший отклик у ребенка и он гораздо охотнее прислушается к ним. 5) Повторяйте, но по-разному Новая информация сначала запечатлевается памятью кратковременной, а чтобы она закрепилась в памяти долговременной, то есть осталась навсегда, эта информация должна быть эмоциональной и яркой, а кроме того – повторяемой. То есть для того, чтобы ребенок запомнил что-то, нужно это что-то повторять, но повторять каждый раз по-другому. К примеру, вы хотите, чтобы ребенок запомнил: мухомор – опасный, ядовитый гриб. Что можно сделать? Сначала расскажите об этом, затем покажите мухомор в лесу и расскажите, что, несмотря на его привлекательный внешний вид, лесные звери его не едят. После – покажите гриб на картинке и ответьте кратко на вопросы, которые могут возникнуть у ребенка. Затем сочините вместе сказку о ядовитых грибах. Далее можно нарисовать мухомор и снова рассказать о нем, можно вернуться к обсуждению опасного гриба, если ребенок увидел его по телевизору. Принцип здесь такой: об одном и том же вы расскажете ребенку многократно, но при этом разная подача информации позволит этой информации закрепиться в памяти надолго. А многократное возвращение к этой информации дает возможность ее углублять, усложнять и показывать с разных сторон. Следуя перечисленным принципам и способам общения с детьми, Вы сможете сами убедиться в их действенности, а Ваш ребенок усвоит то, что Вы хотите до него донести, и сможет воспользоваться этими знаниями в нужный момент.